«Сокуров научил больше читать и меньше смотреть кино»

В Москве показали дебютную ленту Александра Золотухина «Мальчик русский»

 
В минувшие выходные по всей России прошла акция «Ночь кино». В Москве проект охватил более 130 площадок, на церемонии открытия в кинотеатре «Октябрь» показали фильм «Мальчик русский», дебютную полнометражную картину молодого режиссера Александра Золотухина, ученика Александра Сокурова.

Фильм уже успел привлечь внимание на фестивале «Кинотавр», получив Премию киноведов и кинокритиков; мировая премьера состоялась на Берлинале в феврале этого года. Лента рассказывает историю деревенского мальчика Алеши, который уходит добровольцем на фронт Первой мировой. В первом же бою в результате газовой атаки он лишается зрения, но домой не возвращается, а остается при батарее, став «слухачом» – дозорным, который предупреждает своих о приближении вражеской авиации. После показа режиссер ответил на вопросы зрителей. Самые запоминающиеся фрагменты паблик-тока – в материале «Театрала».

– В современной российской киноиндустрии легче всего добиться денег от государства на фильм о войне и патриотизме. Вас действительно интересует тема Первой мировой или такой выбор – результат расчета?
– Замысел фильма родился задолго до того, как в нашей стране вспомнили о так называемой «забытой войне» и начали проводить мероприятия к ее столетию. Тема меня действительно интересует. В нашем фильме показана не самая приятная правда о войне, а понятие патриотизма трактуется все-таки иначе, нежели у многих режиссеров, снимающих сегодня на военную тему. Поэтому я бы не стал говорить, что это политический шаг.

– В вашем фильме снимались не только профессиональные артисты…
– Кастинг длился около года. Мы очень дотошно подошли к этому вопросу. По фотографиям начала века изучали внешний облик людей. Царская армия состояла преимущественно из рабочих и крестьян; быт, условия жизни, тяжелая работа наложили на них особый отпечаток. Мы старались это учесть. К тому же, в армию призывались люди из разных регионов страны, поэтому мы должны были показать еще и разнообразие лиц. Людей мы искали буквально на улицах и в метро, раздавали визитки тем, чьи типажи были нам интересны. 

Главного героя выбирали особенно тщательно. Это была сложная задача, потому что у всех молодых ребят, которых мы смотрели, во внешности была какая-то столичная сытость: это были благополучные современные дети, что не соответствовало ситуации начала прошлого века. Их сверстники на век младше рано взрослели, тяжелая жизнь влияла на их психофизику. В итоге исполнителя главной роли Володю Королева мы нашли в одном из детских домой Санкт-Петербурга. В нем сошлось то, что было нам нужно. С одной стороны, взрослый и осмысленный взгляд, с другой, открытость и нежность к людям. Эта разница проявлений его характера и стала отправной точкой для образа Алексея.

– У главного героя есть реальный прототип?
– Нет, это придуманный персонаж, но весь его путь мог бы быть на самом деле. Совокупность эпизодов – это вымышленная история, но каждый эпизод в отдельности не фантазия, такое бывало.

– В фильме есть сцена, где слепого мальчика секут по рукам. Он сносит наказание стоически. Считаете ли вы это проявлением национального характера?
–  Мнение, что русский человек терпелив, уже стало притчей во языцех. В фильме мы попытались поразмышлять, хорошо ли это.


С одной стороны, терпение позволило русскому человеку пережить экстремальные исторические обстоятельства XX века, с другой, оно же породило тоталитарный строй.


Правильного ответа я для себя так и не нашел. Если бы этот ответ был однозначным – «да» или «нет» – наверное, не надо было бы снимать фильмы и писать книги.

– Параллельно с ужасами войны в фильме развивается еще одна сюжетная линия – репетиция концерта Сергея Рахманинова. Для чего вы решили ее ввести?
– Однозначного ответа нет. Прежде всего, мы стремились добиться эффекта остранения, чтобы, смотря картину, современный зритель не воспринимал себя как участника тех событий, а как бы вспоминал о них. Современные молодые люди, музыканты в кадре помогли решить эту задачу.

Любой музыкант знает, что играть Рахманинова – очень сложно. Молодым людям приходится преодолевать себя: вся их энергия и страсть направлены на то, чтобы добиться высот на гуманитарном поприще. С тем же упорством их ровесники посвящали свою жизнь действиям, связанным с войной – строительству окопов и так далее. Вот эта параллель очень важна в фильме, потому что мы не знаем, что ждет молодых ребят в нашу эпоху, когда милитаристские лозунги звучат все громче.

В фильмы мы слышим Концерт № 3 для фортепиано с оркестром и «Симфонические танцы». Третий концерт был написан в преддверии Первой мировой войны; тогдашние слушатели филармонии не могли себе представить, что музыка может звучать так грандиозно и мощно.

Эта музыка была столь же невероятна, как и кровопролитнейшая война, которая началась спустя всего несколько лет и унесла огромное число жизней, ведь весь человеческий гений был направлен на изобретение орудий убийства.


«Симфонические танцы» – это еще более мощное произведение, написанное в начале Второй мировой войны, мы хотели подчеркнуть также и эту перекличку.

– В финале вы накладываете друг на друга звучание двух произведений Рахманинова.
– Этот прием используется на протяжении всего фильма, просто где-то более деликатно, а в финале и в боевых сценах – более агрессивно. Мы не хотели, чтобы музыка иллюстрировала боевые действия, убийства или унижения человека. Напротив, мы стремились добиться в этих случаях звукового хаоса. Эти звуки не красивы и не привлекательны – как и война. Зрителю должно быть некомфортно, когда он слышит эти музыкальные эксперименты.

– Почему вы выбрали открытый финал?
– Своеобразие драматургии этого фильма в том, что все мы знаем, чем он закончится. Просто потому, что мы знаем историю. Людей, попавших в плен, в любом случае не ждет ничего хорошего. Даже если кто-то из них и вернется на родину, ему предстоит пройти Гражданскую войну, революцию, голод, репрессии, Вторую мировую… Эти люди – потерянное поколение. Так что финал, хотя и открытый, но он очевиден.

– Почему вы решили снять фильм на пленку?
– Он снят не на пленку, он снят на «цифру». Но это очень хорошо, что вы, как зритель, этого не поняли. Значит, мы в какой-то мере добились своей цели. Вся эта зернистость сделана не для того, чтобы просто стилизовать изображение, – это художественный прием, который позволил нам усилить внутреннее напряжение некоторых сцен. Например, в сценах боевых действий на пленке больше засветов, царапин и шумов. Появляется условный оператор, который как будто бы находится на месте событий.

Прием с пленкой также позволил нам заретушировать ожоги на лице главного героя: мы не хотели манипулировать чувствами зрителя, вызывая отвращение или чрезмерное сострадание.


Между тем, взгляд – это одно из главных средств выразительности актера. А поскольку мы лишили нашего героя этого средства, мы должны были взамен дать ему что-то другое. И мы решили, что это будет пластика. Поэтому в фильме так много общих и средних планов. Свою режиссерскую задачу я видел в том, чтобы помочь выразить пластику героя такой, какая она есть. Мы ничего н придумали – это наш паренек в предлагаемых обстоятельствах.

– Ваш мастер Александр Сокуров как-то влиял на вас при создании картины?
– Без помощи и поддержки Александра Николаевича этого фильма не было бы. Но ученику всегда сложно говорить о влиянии учителя. Все то немногое, что я умею в кино, это от Александра Николаевича. Он настроил оптику, показал профессиональные приемы, научил больше читать и меньше смотреть кино…

– Как родилось название фильма?
–  Первое, рабочее, название – «Слухач». Это короткое, емкое, запоминающееся слово, из которого сразу ясно, о чем пойдет речь. Такая практика давать названия фильмам в кинематографе существует. Но по мере того, как разрастался замысел, стало ясно, что больше подходит «Мальчик русский».

Название всегда дается так, чтобы, с одной стороны, расширить и обогатить смыслы фильма, а, с другой, дать зрителю подсказку, некий вектор. Название «Мальчик русский» в этом смысле показалось нам подходящим, потому что оно отражает своеобразие проявлений национального характера в экстремальных обстоятельствах. «Мальчик русский» – это и главный герой, и вся царская армия.

– О чем вам хотелось порассуждать в этой картине?
– Этот фильм не является исторической реконструкцией: мы не ставили перед собой задачи достоверно воспроизвести все обстоятельства, перед нами, скорее, образ войны. Всем известно, как в Первую мировую выглядели окопы – сохранились инженерные развертки, по которым можно было бы построить точно такой же окоп. Но нам было интересно показать, как видит этот окоп деревенский мальчик, впервые пришедший на фронт. Он воспринимает его как некий лабиринт, запутанный коридор. С исторической точки зрения это не совсем точно, но для нас важна была образность.

Главное, как всегда, – посыл. Он  в том, что в войне нет ничего романтического, привлекательного и приключенческого. Война – это страх и смерть. В то же время существует парадокс: с одной стороны, люди проявляют на войне всю свою жестокость, но, с другой, близость смерти высвечивает и лучшие качества – доброту, заботу, любовь к ближнему. Нам хотелось рассказать именно об этой стороне войны, то есть о человеческой близости в нелегких обстоятельствах.

Справка

«Ночь кино» – ежегодная всероссийская акция, проводится с 2016 года. В этом году в ней приняли участие порядка 3,5 тыс. площадок по всей России, среди которых не только кинотеатры, но и музеи, библиотеки, парки, культурные центры и т.д. В Москве главными площадками стали кинотеатр «Октябрь», кинотеатр «Иллюзион» и музей-заповедник «Царицыно».



Подписывайтесь на официальный канал «Театрала» в Telegram (@teatralmedia), чтобы не пропускать наши главные материалы. 


  • Нравится


Самое читаемое

  • Министром культуры назначена Ольга Любимова

    Пост министра культуры в сформированном Михаилом Мишустиным правительстве заняла правнучка великого актера Василия Качалова - Ольга Любимова, ранее возглавлявшая департамент кино Минкультуры. Ольга Любимова закончила факультет журналистики МГУ и факультет театроведения ГИТИСа (РАТИ). ...
  • Театр им. Вахтангова отменил премьеру

    Первой премьерой 2020 года в Театре им. Вахтангова должен был стать спектакль по киносценарию Ингмара Бергмана «Седьмая печать» в постановке Михаила Станкевича (первый показ был намечен на18 февраля на Новой сцене).   Однако во вторник, 22 января, администрация театра известила зрителей, что премьера не состоится. ...
  • Санкт-Петербургский Театр музкомедии ищет артистов

    На официальном сайте Театра музыкальной комедии появилось объявлении о редкой вакансии. Для постановки мюзикла Джона Кандера «Кабаре» объявляется кастинг. Режиссер и хореограф Джорджо Мадиа (Италия) ищет артистов на центральные роли спектакля. ...
  • Умер артист «Содружества актеров Таганки» Данила Перов

    «Сегодня ночью, 22 января, скоропостижно скончался наш друг, товарищ и брат, Заслуженный артист России Данила Перов», - говорится на сайте «Содружества актеров Таганки». По предварительным данным, Данила Перов умер в результате оторвавшегося тромба. ...
Читайте также


Читайте также

  • Критики назвали лучший фильм года

    Победетелем в номинации «Лучший фильм» премии кинокритики и кинопрессы «Белый слон» стала картина режиссера Кантемира Балагова «Дылда», церемония вручение наград состоялась в среду, 22 января, в московском Доме кино. ...
  • Кирилл Серебренников завершил съемки «Петровых в гриппе»

    Режиссер Кирилл Серебренников завершил съемки фильма «Петровы в гриппе» по роману Алексея Сальникова. «Съемки фильма Кирилла Серебренникова «Петровы в гриппе» завершены. Они проходили в Москве и Екатеринбурге. ...
  • Названы лучшие фильмы XXI века

    Британский журнал Empire опубликовал список лучших фильмов XXI века. Рейтинг из 100 картин возглавила кинолента Джорджа Миллера «Безумный Макс: Дорога ярости» (2015). На второй строчке оказался фильм «Властелин колец: Братство Кольца» Питера Джексона (2001). ...
  • Рене Зеллвегер получила премию Гильдии киноактеров США

    Рене Зеллвегер удостоилась премии Гильдии киноактеров США в номинации «Лучшая женская роль».  Исполнительница отмечена за работу в фильме «Джуди» режиссера Руперта Гулда. Зеллвегер воплотила образ легенды золотого века Голливуда - актрисы Джуди Гарлэнд, совершившей поездку в Лондон для серии концертов через 30 лет после выхода на экраны «Волшебника страны Оз». ...
Читайте также